Rest in Crimea. Bakhchisarai  
MAIN RU BY ES FR UA DE EN    
rest in Bakhchisarai
  • Seasons and public
  • Habitation, a food
  • Communication, communications
  • Money, banks
  • Resort factors
  • the Nature and reserves
  • Chair – a wood garden
  • Historical events
  • Bakhchisarai, Chufut-kale
  • Tepe-kermen
  • Mangup and Eski-kermen
  • the Crimean observatory
  • Orlovka, Kacha
  • Kujbyshevo, Falcon
  • the Review of beaches. A naturism
  • Safety and hygiene
  • the Crimean kitchen
  • the Crimean music
  • the Markets, shops
  • Winemaking
  • Events and holidays
  • Mountaineering
  • Hunting and fishing
  • Rocks and caves
  • Driving on impassability
  • Expeditions
  • Councils to autotourists
  • the Card of Bakhchisarai
  • the Card of the Hansky Palace
  •  
    health resorts of Bakhchisarai
  • Sanatorium ' Chernomorets '
  • Boarding house ' the Wave '
  • Boarding house ' the Rainbow '
  • Boarding house ' the Curved seashore '
  • Boarding house ' Sandy '
  • Boarding house ' At the Curved seashore '
  • Boarding house ' the Cosiness '
  • the DALE ' Of Kazakevicha '
  • the DALE ' the Dolphin '
  • DTOL ' Crimea '
  • Base of rest ' the Spark '
  • Base ' Eagle Zalet '
  • Base ' the Halt '
  •  
    a card
    ru - es - en - by - de - ua - fr
     
    other offers








  •  
    Exchange rates


     

    Bakhchisarai, the Uspensky monastery, Chufut-kale

    The Narrow valley of small river of the Churuk-sou is twisted between light grey breakages of steep rocks, places forming powerful freakish sculptures. In rather wide part of a valley constructions of the Hansky palace, and above – medieval Muslim medrese (school), an operating cave orthodox Uspensky monastery and still above – capital karaimov (faiths of Jews) Chufut-kale settle down. Half-thousand years of three great religions co-exist nearby in quiet harmony which as if dictates planing, but the generous and friendly nature.

    On an exit of a valley of small small river of the Churuk-sou in wide mezhgrjadovoe fall between the Internal and External ridge of the Crimean Foothills (here it is laid highway Simferopol – Sevastopol) since ancient times is the important crossing of roads. And having visited here in the spring, especially, in the spring restless for farmers – with returns of colds and frosts, you are convinced that they do not disturb this city. Spring here the most tender, fragrant and elegant in Crimea and, probably, in all Eastern Europe.

    Turkic tribes, have based Eski-yurtas (old selishche) in XIII century, in Golden Horde, and the Crimean khanate which has separated from it, has been based between 1427 and 1449 the Hadzhi-geraj-khan. Till 1475 it was independent, and after capture by Turkish armies of mountain Crimea became the vassal of Ottoman empire.

    On privokzalnoj the areas (she and the old market just are on a place the Eski-yurta) expect you various kinds of motor transport. With their help it is possible to pass through all old city. Having left from the area, you approach on a fork: the right road conducts to Sevastopol. And left – in a city. Street on which you go, — unique street of an old city. And here before you object for the sake of which come to Bakhchisarai the majority of tourists, — the Khan-shed.

    Bakhchisarai means – a palace in a garden ("bahche" with Persian – a garden, a garden-palace, many Persian words have got in krymskotatarsky, however, and in their Russian much: a caftan, a sundress, a drum …).

    The Stone bridge conducts to a palace through Churuk-sou small river (in transfer with Tatar "churuk" — rotten, spoilt, utterly worthless, "sou" – water: on its coast there were tanning workshops which poisoned with the waste water). In front of the bridge the stone monument – Ekaterina's mile is established.

    The Founder of a dynasty of Hadzhi Geraj in the middle of 15 century has transferred capital from the city of Crimea (Old Crimea) in Kyrk-Er (Chufut-kale), achieving independence of Golden Horde. The beginning to building of a palace and capital was put by his son Mengli Geraj I (1467 – 1515). It was brought up in Cafe at genoeses, having acquired both the European and Asian culture. In a military alliance with the Moscow kingdom expands influence on the north and the east from Crimea.

    Khan Kyrym Geraj (1717-1769), the admirer and the expert on all French, has based style “ the Crimean rococo ”. Studying architecture of a palace Russian architects of 19 and 20 centuries, first of all P.N.Krasnov, have extended and have developed this style for country houses and hotel cases, and also mosques and public buildings of resorts.

    But a palace and it “the Fountain of Tears” steels world famous only thanks to A.Pushkin who has visited in Crimea in 1820

    Now it is Istoriko-architectural memorial estate. The archaeological exposition acquaints with life certificates during the most ancient epoch, since a freezing of Europe. The ethnographic collection is devoted culture, a life, crafts and national creativity of the Crimean Tatars.

    The ensemble of a palace besides front doors and svitskih cases, and also a harem, includes the Falcon tower, Big hanskaja a mosque and mezarlyk, a cemetery with several big djurbe (mausoleums) and nadgrobjami khans, their wives and relatives.

    The cemetery is adjoined by one of the earliest constructions of a palace — a bath of Sary-Gjuzel (usually this name translate as the red beauty, however, under the certificate of Evlija Chelebi, at boys-bathhouse attendants who here worked, was considered shchegolstvom to paint hands henna so something will be more exact like «Gold Krasavchik»). Over an input in man's branch the inscription has remained: «This bath is constructed on command of sultan Adil Sahyb-Geraja, son Mengli-Geraja in 939 year». On hidzhre-Muslim letoschisleniju it is 1532 of the European system. The bath is now restored and already looks very entertaining both reasonable on architecture and the device.

    In two kilometres on the southeast from the Hansky palace, above on a current of the river of the Churuk-sou, the suburb Salachik (Fat – village,-chik – small), now Starosele settles down. Its steep breakages, many of which have characteristic sawtooth ledges, is more tremendous and repeatedly reflect a sound. They are almost always full of rock-climbers – hundreds lines of different degree of complexity here are laid.

    In last Salachik was the main centre the Crimean gipsies . Here there lived handicraftsmen, bear-hunters (not in sense of safes, and trainers), garden workers and musicians.

    On entrance to Starosele (the street Gasprinsky, 47) settles down the House museum Ismail-beja Gasprinsky - the great educator of the krymsko-Tatar people, the founder of its modern literary language.

    Starosele is interesting to that some houses are built in directly a monolithic rock where during immemorial times niches for economic needs are beaten out. Premises for cattle are numerous. The rock all year long keeps constant temperature about +12 degrees, and under slanting beams of the winter sun to which southern breakage also perfectly gets warm is turned.

    In one of grottoes the Soviet archeologists in due time (when it was necessary to outdo the western colleagues) "have found out" the most ancient burial place kromanonskogo the person in territory of the USSR – «the old rural boy» which stones were dated 50 thousand years ago. Judging by collapses so long rocks local cannot stand. But that in these valleys during a freezing of Europe escaped both people, and animals – is obvious.

    On the West from village the beam with a streamlet leaves far between rocks, forming a series of the levelled green lawns. In the spring they amaze with the violent flowering, and in the autumn – an abundance of a cornel, a filbert, the run wild plums, apples and pears. These are well-known Crimean chair y – wood gardens. And the beam is called as Ashlama-dere, a word ashlama name the imparted saplings.

    The beam of Marjam-dere (sacred Maria) departs From Staroselja on the south. In VIII-IX centuries here it is based orthodox the Uspensky monastery (4-19-06) though there are also other later datings.

    Directly over a beam in breakage cave temples and cells of monks in some circles are cut. With the basis of the Crimean khanate in XV century the monastery becomes the main Christian centre, receives from all khans generous donations. Pilgrims lodge also on an opposite board of a beam, there are cave cells and already on approaches, in breakages at Salachika.

    In 1778 the Christian population is deduced from here under escort of A.Suvorova's armies on coast of sea of Azov, Mariupol is based.

    Only in a XIX-th century the monastery renews. At the time of the Crimean war here there was a hospital, the soldiers who have died of wounds are buried nearby. And then for reception of pilgrims the numerous constructions which part is blown up by members of the Komsomol in 1930th years are under construction still.

    The Majestic ladder which has been cut down in a rock, is called now Hamlet Ladder as it is immortalised in this classical Soviet film.

    Since 1990th years the monastery is renewed and conducts scale economic activities.

    The Most visited and interesting ancient city of Crimea - Chufut-kale . Here too constantly shoot films, in 2001 the group of Hollywood worked here over fehtovalnymi scenes fentazi "Barbarian".

    Between a monastery and city collars of Chufut-kale recently there was a separate excursion object - an obsidional well with hundreds metres of subways. Excavation and sensational finds (among which treasure of gold and silver Roman coins) proceeds each summer season!

    Chufut-kale of veins also was at war with VI on XIX centuries, having left set of fighting and economic caves, temples and prisons, together with land constructions: gate, walls, cult constructions karaimov - kenasy.

    In XIII century in a fortress lived alany — most powerful of tribes of the Iranian origin (are related to modern Ossetins). They were engaged in agriculture, animal industries and craft, traded with the next and distant countries. On the fertile earths of nearby valleys grew up fruit and grapes.

    However soon armies of Golden Horde have grasped ъЁхяюё=і  also have placed in it the garrison. On advantage having estimated a fortress, the first Crimean khan the Hadzhi-weight in XV century has transformed it into the strengthened residence, having created a reliable refuge in struggle of khans against Golden Horde for independence.

    After resettlement of the Crimean khans in new capital — Bakhchisarai, — Kyrk-Or remained a citadel of capital and a place of an imprisonment of notable captives. At various times in prison torture chambers here pined the Lithuanian ambassador Climbed, the Polish hetman Pototsky, Ivan Groznogo Vasily Grjaznoj's favourite. For three years Russian ambassadors Vasily Ajtemirov and the prince Romodanovsky have spent in hanskoj to prison. But the heartrending experiences have fallen to a Russian lot voevody, the favourite of tsar Alexey Mihajlovicha - Vasily Sheremetev. Twenty one year was spent by Sheremetev in a dungeon, four khans was replaced in this time in Bakhchisarai, however the captive has refused to buy freedom expensive to Russia by - for it the cities of Kazan and Astrakhan demanded.

    From the middle of XVII century Tatars leave Kyrk-Or; there remained to live only karaimy - the small Crimean people, on belief close to Jews, therefore a city began to name since then Chufut-Kale. And karaimy have lived here even more two centuries.

    After inclusion of Crimea in structure of Russia the imperial government, recognising that karaimy not Jews, has given them privileges, in particular, has allowed to appropriate it officer ranks in army - after all in the Middle Ages they were guardsmen at the Lithuanian grand dukes. Now they could live in all territory of empire.

    From now on Chufut-Kale began to become empty. Inhabitants left a severe plateau and moved to Bakhchisarai, Simferopol, Evpatoria. In 1852 with Chufut-Kale last inhabitants have left.

    Work on creation in Chufut-Kale the ethnographic centre karaimov is now conducted. Leaving Bujuk-Kapu (the big gate) Chufut-Kale you get to Iosafatovu a valley where it is located karaimskoe a cemetery of Balta Tijmez (an axe do not touch). Among svjayoshchennyh oaks of thousand gravestone monuments: vertical oblong plates, odnorogie and the two-horned horizontal. On them on drevneevrejyoskom language the name and year of death of the dead, sometimes an epitaph are cut.

    And further the track conducts to a cave fortress of Tepe-Kermen.

    Igor Rusanov



    In addition on the given theme:

    Tepe-kermen, Kachi-kalon and Bashtanovka
    Mangup and Eski-kermen
    Dolina Bodrak and the Crimean observatory
    Orlovka, Kacha, Andreevka, Angular, Sandy, Coastal
    Kujbyshevo, Falcon and the Grand Canyon of Crimea

    Back | the Beginning | -ртхЁ§
    © bakhchisaray.com 2004-2009. At citing of materials placed on a site, the direct hyperlink on bakhchisaray.com is obligatory

Отдых в Крыму. Бахчисарай
 
ГЛАВНАЯ • ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ • ПОИСКRU BY ES FR UA DE EN    
отдых в БАХЧИСАРАЕ
  • Сезоны и публика
  • Жилье, питание
  • Связь, коммуникации
  • Деньги, банки
  • Курортные факторы
  • Природа и заповедники
  • Чаир – лесной сад
  • Исторических событий
  • Бахчисарай, Чуфут-кале
  • Тепе-кермен
  • Мангуп и Эски-кермен
  • Крымская обсерватория
  • Орловка, Кача
  • Куйбышево, Соколиное
  • Обзор пляжей. Натуризм
  • Безопасность и гигиена
  • Крымская кухня
  • Крымская музыка
  • Рынки, магазины
  • Виноделие
  • События и праздники
  • Горный туризм
  • Охота и рыбалка
  • Скалы и пещеры
  • Катание по бездорожью
  • Экспедиции
  • Советы автотуристам
  • Карта Бахчисарая
  • Карта Ханского Дворца
  •  
    здравницы БАХЧИСАРАЯ
  • Санаторий 'Черноморец'
  • Пансионат 'Волна'
  • Пансионат 'Радуга'
  • Пансионат 'Лукоморье'
  • Пансионат 'Песчаное'
  • Пансионат 'У Лукоморья'
  • Пансионат 'Уют'
  • ДОЛ 'Им. Казакевича'
  • ДОЛ 'Дельфин'
  • ДТОЛ 'Крым'
  • База отдыха 'Искра'
  • База 'Орлиный Залет'
  • База 'Привал'
  •  
    карта
    ru - es - en - by - de - ua - fr
     
    другие предложения
  • Местоположение и адрес гостиницы Украина.








  •  
    Курсы валют
     
     
     
    Статистика сайта
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
     

    Бахчисарай, Успенский монастырь, Чуфут-кале

    Узкая долина речки Чурук-су вьется между светло-серых обрывов отвесных скал, местами образующих мощные причудливые изваяния. В относительно широкой части долины располагаются постройки Ханского дворца, а выше – средневековое мусульманское медресе (училище), действующий пещерный православный Успенский монастырь и еще выше – столица караимов (конфессии иудеев) Чуфут-кале. Полтысячи лет три великих религии сосуществуют рядом в спокойной гармонии, которую словно диктует строгая, но щедрая и дружелюбная природа.

    На выходе долины небольшой речки Чурук-су в широкое межгрядовое понижение между Внутренней и Внешней грядой Крымского Предгорья (здесь проложено шоссе Симферополь – Севастополь) издревле находится важное пересечение дорог. А побывав здесь весной, особенно, весной неспокойной для земледельцев – с возвратами холодов и заморозками, вы убедитесь, что этот город они не тревожат. Весна здесь самая ласковая, душистая и нарядная в Крыму и, наверное, во всей Восточной Европе.

    Тюркские племена, основали Эски-Юрт (старое селище) еще в XIII в., в период Золотой Орды, а Крымское ханство, отделившееся от нее, было основано между 1427 и 1449 гг. Хаджи-Герай-ханом. До 1475 г. оно было независимым, а после захвата турецкими войсками горного Крыма стало вассалом Османской империи.

    На привокзальной площади (она и старый рынок как раз находятся на месте Эски-юрта) вас ожидают различные виды автотранспорта. С их помощью можно проехать через весь старый город. Выехав с площади, вы подъезжаете к развилке: правая дорога ведет в Севастополь. А левая – в город. Улица, по которой вы едете, — единственная улица старого города. И вот перед вами объект, ради которого приезжают в Бахчисарай большинство туристов, — Хан-Сарай.

    Бахчисарай означает – дворец в саду («бахче» с персидского – сад, сад-дворец, многие персидские слова попали в крымскотатарский, впрочем, и в русском их немало: кафтан, сарафан, барабан…).

    Каменный мост ведет к дворцу через речку Чурук-Су (в переводе с татарского «чурук» — гнилая, испорченная, никуда не годная, «су» – вода: по ее берегам находились кожевенные мастерские, которые своими отходами отравляли воду). Перед мостом установлен каменный памятник – Екатерининская миля.

    Основатель династии Хаджи Герай в середине 15 в. перенес столицу из города Крым (Старый Крым) в Кырк-Ер (Чуфут-кале), добиваясь независимости от Золотой Орды. Начало строительству дворца и столицы положил его сын Менгли Герай I (1467 – 1515). Воспитывался он в Кафе у генуэзцев, усвоив и европейскую и азиатскую культуру. В военном союзе с Московским царством расширяет влияние на север и восток от Крыма.

    Хан Кырым Герай (1717-1769), поклонник и знаток всего французского, основал стиль “ крымское рококо ”. Изучая архитектуру дворца русские архитекторы 19 и 20 веков, прежде всего П.Н. Краснов, распространили и развили этот стиль для вилл и гостиничных корпусов, а также мечетей и общественных зданий курортов.

    Но дворец и его “Фонтан Слез” стали всемирно известны лишь благодаря А. Пушкину, побывавшему в Крыму в 1820 г.

    Сейчас это Историко-архитектурный музей-заповедник. Археологическая экспозиция знакомит со свидетельствами жизни в древнейшие эпохи, со времен оледенения Европы. Этнографическая коллекция посвящена культуре, быту, ремеслам и народному творчеству крымских татар.

    В ансамбль дворца помимо парадных и свитских корпусов, а также гарема, входит Соколиная башня, Большая ханская мечеть и мезарлык, кладбище с несколькими большими дюрбе (мавзолеями) и надгробьями ханов, их жен и родственников.

    К кладбищу примыкает одна из самых ранних построек дворца — баня Сары-Гюзель (обычно это название переводят как рыжая красавица, однако, по свидетельству Эвлия Челеби, у мальчиков-банщиков, которые здесь работали, считалось щегольством окрашивать руки хной, так что точнее будет что-то вроде «Золотой Красавчик»). Над входом в мужское отделение сохранилась надпись: «Эта баня построена по повелению султана Адиль Сахыб-Герая, сына Менгли-Герая в 939 году». По хиджре-мусульманскому летосчислению это 1532 г. европейской системы. Баня сейчас реставрируется и уже выглядит очень занятной и разумной по архитектуре и устройству.

    В двух километрах на юго-восток от Ханского дворца, выше по течению р. Чурук-су, располагается предместье Салачик (Сала – село, -чик – маленькое), сейчас Староселье. Его отвесные обрывы, многие из которых имеют характерные пилообразные уступы, потрясающе и многократно отражают звук. Они почти всегда полны скалолазов – здесь проложены сотни трасс разной степени сложности.

    В прошлом Салачик был главным центром крымских цыган . Тут жили ремесленники, медвежатники (не в смысле сейфов, а дрессировщики), садовые рабочие и музыканты.

    На въезде в Староселье (ул. Гаспринского, 47) располагается Дом-музей Исмаил-бея Гаспринского - великого просветителя крымско-татарского народа, создателя его современного литературного языка.

    Староселье интересно тем, что некоторые дома встроены прямо в монолитную скалу, где в незапамятные времена выбиты ниши для хозяйственных нужд. Помещения для скота многочисленны. Скала круглый год сохраняет постоянную температуру около +12 градусов, а под косыми лучами зимнего солнца, к которому обращен южный обрыв, еще и отлично прогревается.

    В одном из гротов советские археологи в свое время (когда надо было утереть нос западным коллегам) «обнаружили» самое древнее захоронение кроманьонского человека на территории СССР – «старосельского мальчика», косточки которого датировались 50 тысяч лет назад. Судя по обвалам, так долго скалы здешние стоять не могут. Но то, что в этих долинах во время оледенения Европы спасались и люди, и животные – очевидно.

    На запад от деревни балка с ручейком уходит далеко между скал, образуя серию выровненных зеленых лужаек. Весной они поражают своим буйным цветением, а осенью – обилием кизила, фундука, одичавших слив, яблок и груш. Это знаменитые крымские чаир ы – лесные сады. А балка называется Ашлама-дере, словом ашлама называют привитые саженцы.

    От Староселья на юг отходит балка Марьям-дере (святой Марии). В VIII-IX веках здесь основан православный Успенский монастырь (4-19-06), хотя есть и другие более поздние датировки.

    Прямо над балкой в обрыве высечены пещерные храмы и кельи монахов в несколько ярусов. С основанием Крымского ханства в XV веке монастырь становится главным христианским центром, получает от всех ханов щедрые пожертвования. Паломники селятся также на противоположном борту балки, появляются пещерные кельи и уже на подступах, в обрывах у Салачика.

    В 1778 г. христианское население выводится отсюда под конвоем войск А.Суворова на берег Азовского моря, основывается Мариуполь.

    Лишь в XIX веке монастырь возобновляется. Во времена Крымской войны здесь был госпиталь, воины, умершие от ран похоронены неподалеку. А затем для приема паломников строятся еще многочисленные сооружения, часть которых взорвана комсомольцами в 1930-х годах.

    Величественная лестница, вырубленная в скале, называется теперь Лестница Гамлета, поскольку увековечена в этом классическом советском фильме.

    С 1990-х годов монастырь возобновлен и ведет масштабную хозяйственную деятельность.

    Самый посещаемый и интересный древний город Крыма - Чуфут-кале . Здесь также постоянно снимают фильмы, в 2001 году группа из Голливуда работала здесь над фехтовальными сценами фэнтази «Варвар».

    Между монастырем и городскими воротами Чуфут-кале недавно появился отдельный экскурсионный объект - осадный колодец с сотнями метров подземных ходов. Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются каждый летний сезон!

    Чуфут-кале жил и воевал с VI по XIX веков, оставив множество боевых и хозяйственных пещер, храмов и тюрем, а также и наземные сооружения: ворота, стены, культовые постройки караимов - кенасы.

    В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен иранского происхождения (родственны современным осетинам). Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград.

    Однако вскоре войска Золотой Орды захватили крепость  и разместили в ней свой гарнизон. По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

    После переселения крымских ханов в новую столицу — Бахчисарай, — Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной. По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича - Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань.

    С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы - небольшой крымский народ, по вере близкий к иудеям, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале. И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

    После включения Крыма в состав России царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии - ведь в средние века они были гвардейцами у литовских великих князей. Теперь они могли жить на всей территории империи.

    С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

    Сейчас ведется работа по созданию в Чуфут-Кале этнографического центра караимов. Выйдя из Буюк-Капу (больших ворот) Чуфут-Кале вы попадаете в Иосафатову долину, где расположено караимское кладбище Балта Тиймез (топор не тронь). Среди свя­щенных дубов тысячи надгробных памятников: вертикальные продолговатые плиты, однорогие и двурогие горизонтальные. На них на древнееврей­ском языке высечены имя и год смерти покойного, иногда эпитафия.

    А дальше тропа ведет к пещерной крепости Тепе-Кермен.

    Игорь Русанов




    Дополнительно на данную тему:

    Тепе-кермен, Качи-кальон и Баштановка
    Мангуп и Эски-кермен
    Долина Бодрак и Крымская обсерватория
    Орловка, Кача, Андреевка, Угловое, Песчаное, Береговое
    Куйбышево, Соколиное и Большой каньон Крыма

    Назад | Начало | Наверх
    © bakhchisaray.com 2004-2009. При цитировании материалов размещенных на сайте, прямая гиперссылка на bakhchisaray.com обязательна